ТЗ ремонт и покраска фасада

Uncategorized, Без рубрики

Введение
Работа выполнена в соответствии с Государственным контрактом
№01732000227120000076 от 25 июля 2012 года.
Заказчик – Комитет по архитектуре и градостроительству города
Москвы (Москомархитектура).
Основанием для выполнения работы является постановление
Правительства Москвы от 28.03.2012 г. №114-ПП «О колористических
решениях фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве».
Работа выполнена в соответствии с «Техническим заданием
на разработку «Альбома типовых колористических решений
фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве»,
утвержденным Заказчиком в установленном порядке.
Колористические паспорта готовятся Москомархитектурой
в соответствии с указанным постановлением только на здания,
строения, сооружения, фасады которых подлежат ремонту.
Колористические решения фасадов на объекты нового строительства
и реставрируемые объекты являются разделом рабочей
документации по проектированию объекта.
Предметом разработки является колористика городской среды,
объектом – здания строения, сооружения, строительство которых
осуществлялось с использованием повторно применяемых (типовых)
проектов и капитальный ремонт которых осуществляется
в соответствии с городской программой капитального ремонта
многоквартирных домов города Москвы.
Цель работы – создание оптимальной системы колористики зданий
типовых серий, построенных в городе Москве, отвечающей
функциональным, экологическим, социально-культурным
и эстетическим требованиям.
Для достижения указанной цели в работе решены следующие задачи:
· Определена номенклатура серий типовых зданий для разработки
их колористических решений при проведении капитального ремонта
фасадов;
· Проанализирован отечественный и зарубежный опыт
колористических решений на территориях массовой застройки;
· Разработана теоретическая основа колористических решений
фасадов с использованием международного обозначения цвета
и компьютерных технологий проектирования;
· Предложена обоснованная методика выбора колористического
решения при подготовке колерных паспортов фасадов зданий
типовых серий.
При подготовке альбомов колористических решений
основополагающими факторами, различающими однотипные
объекты, стали: месторасположение объекта в
функционально-пространственной структуре города (центр,
срединная зона, периферия – зоɧɚ массовой застройки,
присоединенные территории) и в среде застройки (городская
магистраль или площадь, набережная, улица, микрорайон),
градоформирующая роль самого объекта (доминанта, акцент в ряду,
рядовой элемент городской среды), цветовой контекст архитектурного
или природно-архитектурного окружения, а также функциональное
назначение объекта (жилой дом, школа, поликлиника и т.д.).
1 2
1. Определение номенклатуры серий типовых зданий
для разработки колористических решений при проведении
капитального ремонта фасадов
В соответствии с «Правилами подготовки и производства земляных
работ, обустройства и содержания строительных площадок в
городе Москве», утвержденными постановлением Правительства
Москвы от 07.12.2004 г. №857-ПП, межремонтный срок для
капитального ремонта фасадов зданий составляет 10 лет, а для
зданий, расположенных в центре города или на основных
магистралях – 5 лет. Титульные списки зданий, не определенных
к сносу или реконструкции в течение 10 лет и назначенных на капита-
льный ремонт, составляются Департаментом жилищно-коммуналь-
ного хозяйства и благоустройства города Москвы в соответствии с
краткосрочными планами, утверждаемыми в установленном порядке
Правительством Москвы.
В результате визуального обследования ремонтируемых зданий на
селитебных территориях города была определена основная номенкла-
тура наиболее часто встречающихся типовых зданий, а именно:
— жилые здания типовых серий — II-68, II-57, 1605-АМ, МГ-601, П-55,
II-18-9, П-3, П-46, Башня «Вулых», П-30, I-515, И-700А, И-209А, II-49,
II-18-12, И-522А, II-29;
— детские сады (ясли) – 2-04-651/5, 2МГ-04.3,VI-49, VI-44;
— школы — МЮ, 65-4216/1;
— поликлиники – крупноблочные, 4-этажные;
— здания социально-бытового назначения (библиотеки, аптеки,
административные и прочие отдельно стоящие здания и т.д.).
Учитывая все вышеɢзложɟнное, здания именно этих типовых серий
стали основой для предложений типовых колористических решений,
представленных в настоящей работе. (Приложение 1)
2. Анализ отечественного и зарубежного опыта
колористических решений фасадов зданий
В 2007 году Законом города Москвы №52 от 19.12.2007 г.
утверждена масштабная программа капитального ремонта зданий
в городе. Значительные бюджетные средства с 2008 года по
настоящее время направляются для реализации этой программы,
включая утепление или покраску фасадов, многоквартирных жилых
домов, учреждений образования и здравоохранения типовых серий.
При этом в центральной зоне это точечные участки с одним или
двумя объектами, в срединной зоне — точечные участки и отдельные
кварталы, в периферийной зоне (зоне современной массовой
застройки) — микрорайоны и районы.
В целом, колористика фасадов вышеуказанных типовых серий
зданий характеризуется монохромностью решений, а именно,
преобладанием белого и светло-серого цветов в основных
плоскостях наружных стен фасадов с локальными участками
серо-голубого, серо-желтого и серо-зеленого цветов. (Таблица 1
и приложение 1)
Пластика фасадов данных серий жилых зданий в основном
выражена повторяющимися выступающими «вертикалями» лоджий
и балконов на фоне плоскости стен с монотонным ритмом оконных
проемов жилых помещений прерывающимся остеклением
лестничных клеток. Для объектов образования, здравоохранения
и социально-бытового назначения в основном это ритм оконных
проемов в зависимости от функционального назначения внутренних
помещений объекта и организация входных групп.
Указанная выше пластика фасадов обусловлена общей
конструктивной схемой объектов и материалом ограждающих
конструкций – навесные керамзитобетонные панели с окрашенными
или облицованными керамической плиткой поверхностями или
крупноразмерные керамзитобетонные блоки с поверхностью под
окраску.
Физический срок существования облицовочных материалов,
применявшихся 10-15 лет назад, в настоящее время истек.
На практике в настоящее время применяются две основные системы
капитального ремонта фасадов зданий: штукатурка «мокрого» типа
с последующей покраской и навесные фасадные системы.(Таблица 2)
Система штукатурки («мокрого» типа) фасада представляет собой
способ отделки фасада с использованием «мокрых»
составов – смесей, разведенных водой или специальными
растворителями. Штукатурка фасадов состоит из нескольких слоев
и для их производства используются разные материалы – шпаɤлевка,
утеплители, крепежные материалы, силикатная или акриловые
штукатурки, водно-дисперсные краски. На стадии проектирования
колористического решения фасада разрабатывается дизайн фасада,
его колористика.
Вентилируемые навесные фасады представляют собой конструкцию,
состоящую из материалов облицовки (плит или листовых
материалов) и подоблицовочной конструкции, которая, в свою
очередь крепится к стене таким образом, чтобы между
защитно-декоративным покрытием и стеной оставался воздушный
промежуток. Для дополнительного утепления наружных конструкций
3 4
между стеной и облицовкой может устанавливаться
теплоизоляционный слой. В качестве основного материала облицовки
обычно применяется керамогранит.
В зарубежной практике нет таких объемов типового строительства
как в Москве, поэтому копировать этот опыт невозможно
и бессмысленно. Однако его можно использовать неконкретно,
а в приемах и методах колористических решений зданий в
строительстве по повторно применяемым проектам. Как правило,
это муниципальные здания в новой застройке.
Примеры приемов колористических решений в индивидуальном и
типовом проектировании, аналоги которых могут быть применимы
на территории срединной и периферийной зон Москвы:
— наложение цветного графического фасада или нескольких фасадов
на основной ахроматический фасад здания;
— “растворение” фасада в природной среде средствами суперграфики;
— разрушение монотонности фасада активным геометрическим
рисунком, например, многоцветной диагональю;
— тактичное разнообразие цветовых решений однотипных зданий на
одной территории;
— мозаичный прием колористического решения фасада с
применением разнообразных цветов единой палитры и проч.
(Приложение 2)
3.
Планировочная структура Москвы на сегодняшний день
претерпевает существенные изменения, связанные с рядом
факторов (расширение территории за счет присоединения новых
территорий, предполагаемое формирование инфраструктуры вокруг
нескольких центров, возведение хорд и рокад и др.). Однако Москва
определяется как город, имеющий ярко выраженную
радиально-кольцевую структуру. Такая структура, в числе прочего,
способствует архитектурному разнообразию столицы, формированию
трех крупных исторических планировочных зон: центральной зоны,
срединной зоны и зоны массовой застройки (периферии города).
Каждая из указанных зон имеет специфические морфологические
признаки (в том числе особые свойства существующего цветового
контекста), обусловленные как свойствами планировочной структуры,
так и архитектурной стилистикой зданий и сооружений. (Таблица 3)
Планировочная структура города как фактор,
влияющий на выбор колористического решения
Центральная зона города представляет собой исторически
сложившуюся территорию приблизительно в границах Садового
расположенную от внешней стороны Садового кольца до внешней
стороны Третьего транспортного кольца. Зона характеризуется
плотным архитектурным окружением.
Существующая колористическая среда указанной зоны обладает
наибольшей неопределенностью и одновременно разнообразием.
Здесь можно встретить соединение цветовых компонентов,
неспособных к объединению в целях создания некоего
колористического единства.
В то же время особенность колористики срединной зоны позволяет
проводить колористическую политику, основанную на других
факторах: на истории, современных цветовых предпочтениях,
функции участка застройки, и т.д. Цветовая палитра архитектуры
срединной зоны города имеет в основе светлую, яркую и сероватую
цветовые группы.
Зона массовой застройки (периферия города) – представляет
собой территорию от внешней стороны Третьего транспортного кольца
до границ города.
Структура полихромии периферии города обусловлена
крупномасштабной застройкой, часто, в природном окружении,
которое составляет значительную долю цветового контекста
и отличается целостностью, однако, граничащей с монотонностью.
Цветовая палитра архитектуры этой зоны включает преобладание
оттенков белого цвета (ахроматическая группа), отчасти – отдельные
цвета других цветовых групп.
Зона присоединенных территорий не вошла в число
обследованных территорий так, как этого требования нет в
техническом задании, в связи с более поздним официальным
включением указанных территорий в границы города.
Существующий цветовой контекст конкретных зон города и города
в целом, наряду с другими факторами (структура и пластика объекта,
кольца и характеризуется очень плотным архитектурным окружением,
сложившимся в течение длительного времени.
Наиболее значимой для колористики Центральной зоны города
является группа светлых (пастельных) цветов с включением
отдельных цветов других цветовых групп. Другими, меньшими
по значимости, являются группы насыщенных и сероватых
(стиль — модерн), а также ахроматических (конструктивизм) цветов.
Срединная зона города представляет собой территорию,
5 6
его функциональное назначение, место объекта в структуре города
и др.) оказывает непосредственное влияние на колористику конкрет-
ных объектов. С другой стороны, полихромия объектов городской
среды формирует цветовой контекст городских зон и территории
4. Визуальная оценка градоформирующей роли объекта
Градоформирующая роль объекта типового строительства, как
и прочих объектов, определяется визуальным восприятием объекта
в городской среде, участием объекта в формировании силуэта или
панорамы архитектурно-природного окружения.
В некоторых случаях объект явно выделен в окружающей его среде,
является главным элементом архитектурно-природного окружения,
т.е. визуально доминирует на конкретном участке городской среды.
Доминанта – элемент композиции, контрастно отличающийся от
прочих большинством своих параметров – размерами, формой,
цветом и т.д. Отличия эти столь сильны, что обязательно
сосредотачивают на доминанте внимание зрителя, делают его
гораздо активнее, привлекательнее остальных частей композиции.
Нередко объект частично выделяется из архитектурно-природного
окружения и этим обращает на себя внимание, т.е. является
визуальным акцентом в городской среде. Акцент – активный элемент
композиции, выделяющийся среди других за счет особого решения
некоторых его изобразительных характеристик. Художественная
самостоятельность акцента не столь значительна, но достаточна,
чтобы помочь его организации.
Наиболее часто объект вписан в окружающую среду по принципу
нюанса к архитектурно-природному окружению, является фоном, т.е.
одним из элементов архитектурно-природного окружения. Фоновый
элемент – элемент основной массы образующих композицию
элементов, которая создает в целом усредненное представление об
его объемах, колорите, материалах. Эти элементы создают среду
окружения других. Более ярких компонентов композиции: акцентов
и доминант. (Таблица 4)
5. Естественная цветовая система NCS
(THE NATURAL COLOR SYSTEM).

7 8
города в целом. Взаимосвязь полихромии объектов и колористи-
ческого контекста городских территорий обуславливает особую
ответственность проектировщика-колориста за формирование
внешнего облика города.
распро-
страненной и значимой для архитекторов и дизайнеров является
система NCS (Швеция).
Из всех существующих в мире цветовых систем наиболее
Система NCS была создана в результате научных исследований
и разработок, проводимых психологами, физиками, архитекторами
и дизайнерами Швецɢи в течение нескольких десятилетий. Она
является продуктом Скандинавского института цвета. Научно
обоснованная и документированная стандартами Швеции и других
стран система NCS объединена с колориметрической системой
Международной комиссии по освещению (МКО) и широко
используется в обучении, науке, цветовых исследованиях, но
особенно велико ее значение в архитектуре и дизайне.
В основе NCS лежат идеи Леонардо да Винчи о шести простых,
элементарных цветах и Арона Зигфрида Форсиуса о трехмерной
цветовой модели.
Цветовая система NCS является системой, основанной на
психологически уникальном восприятии шести цветов: черного,
белого, красного, зеленого, желтого и синего. Цветовое восприятие
определяется оценкой их сходства с основными (иногда
называемыми элементарными, единичными или унитарными)
восприятиями, а не оценкой отличия от них. Эти основные цвета
являются независимыми – «чистыми» с точки зрения восприятия:
ни в одном из них нет ни малейшей примеси других. Например,
элементарный красный – это такой цвет, в котором нет ни желтого,
ни синего цветов, соответственно, в синем — нет примеси красного
или зеленого цветов и т.д.
Во 2-м издании системы NCS в 1995 году набор содержал 1750
цветов, в 2004 году в него специально для дизайнеров и колористов
были добавлены 200 малонасыщенных светлых цветовых тонов и,
соответственно, число цветов в системе достигло 1950.
NCS помогает практически объективно оценить в архитектуре
и дизайне качественные характеристики цвета по его
буквенно-цифровому обозначению, а также идентификацию цветов,
которые имеют обозначения по системе NCS.
Постановлением Правительства Москвы № 940 от 15.10.1996 г.
атлас NCS был принят для выбора и последующего контроля цвета
фасадных красок. Основная цель – введение единства обозначения
цвета фасадных красок и ограниченного набора стандартных цветов,
охватывающих все цветовое пространство.
Предлагается использовать цветовые группы, полностью
охватывающие все цветовое пространство системы NCS: светлые,
темные, яркие, сероватые и ахроматические оттенки. Сочетания
оттенков цветов этих групп позволяют создавать серии
колористических решений объектов, удовлетворяющие самым
высоким требованиям современного человека.
Существует пять ясно различимых цветовых групп оттенков:
·Группа насыщенных оттенков;
·Группа светлых оттенков;
·Группа темных оттенков;
·Группа сероватых оттенков;
9
Функция объекта может быть выражена цветом, при этом смысл
эстетического взаимодействия между цветом и функцией состоит
в том, что функция может придавать цветовому решению смысловое
значение, а цветовое решение, в свою очередь, способно выразить
функцию в художественной форме.
6. RAL (RDS)
RAL – аббревиатура названия Германского института по обеспе-
чению качества и сертификации, который выпускает различную
цветовую продукцию для нормирования и контроля цвета материа-
лов. В 1993 году для современного цветового дизайна была создана
RAL дизайн-система (RDS). Эта система была специально разрабо-
тана для дизайнеров и архитекторов. Она удобна для обозначения
цвета и расчета рецептур, для выбора цветов, равномерно располо-
женных в цветовом пространстве. RDS выпускается в разных видах:
атлас, альбом, веер цветов.
Вначале в атласе содержалось 1688 цветов, но, начиная с конца
2007 года, после существенного пересмотра, система RDS была
усовершенствована. В настоящее время число цветов, входящих в
эту систему, равно 1625. Дизайн-систему RDS целесообразно исполь-
зовать для указания цветов окраски преимущественно металлических
элементов архитектурных объектов, а также металлических конструк-
ций мостов, эстакад и других промышленных сооружений.
7. Цветовые группы оттенков
Наукой достоверно установлено воздействие отдельных цветов
на человеческий организм: в частности, красный цвет – возбуждает,
зеленый – успокаивает, и т.д. Однако человек редко попадает в зону
действия какого-либо одного цвета, поскольку находится среди десят-
ков и сотен объектов, имеющих различные цвета. Кроме того,
постоянно меняется спектральный состав искусственного освещения,
влияющего на окраску объектов. В ситуации цветовой множествен-
ности объектов окружающей среды были выработаны принципы
цветовой гармонизации, в частности, основанные на сочетании
различных цветовых групп. (Таблица 5)
10
·Группа ахроматических оттенков.
Предлагается использовать цветовые группы, полностью
охватывающие все цветовое пространство системы NCS: светлую,
темную, яркую, сероватую и ахроматическую. Сочетания оттенков
цветов этих групп позволяют создавать серии колористических
решений объектов, удовлетворяющие самым высоким требованиям
современного человека. Функция объекта может быть выражена
цветом, при этом смысл эстетического взаимодействия между
цветом и функцией состоит в том, что функция может придавать
цветовому решению смысловое значение, а цветовое решение,
в свою очередь, способно выразить функцию в художественной
форме.
Фундаментальное положение колористической
гармонии – «контраст есть величайший принцип
искусства» (В. Кандинский) – определяет принцип сочетания
элементов названных выше цветовых групп для достижения
цветовой гармонии. При этом используются различные степени
контраста. Например, сочетание оттенков цветов светлой и темной
групп представляет наивысшее проявление контраста, а сочетание
цветов светлой и сероватой групп – проявлением наименьшего
контраста. Между этими двумя типами контраста находится,
например, контраст, образуемый сочетанием цветов насыщенной
и сероватой групп и т.д. В гармоничном цветовом сочетании одна
их групп может быть основной, а другая – дополнительной.
Причем дополнительными могут быть цвета из нескольких групп,
например, основная группа – светлые оттенки цвета,
а дополнительные – отдельные насыщенные, темные или
ахроматические оттенки цвета. В архитектурной практике основная
группа обычно представляет оттенки цвета стен объектов,
а дополнительные оттенки – их детали: подъезды, цоколи,
балконные ограждения и др.).
8. Соотношение оттенков цветовых групп с типовыми объектами
различного функционального назначения
Выбор основной цветовой группы оттенков для объектов
различного назначения обусловлен следующими факторами.
Во-первых, функциональное значение объекта, определяемое его
социальной ролью: жилище, учреждение образования, здравоохра-
нения и т.д.
Смысловое значение непосредственно связано с эмоциональным
восприятием какой-либо цветовой группы оттенков. Так, жилое
архитектуру огромную волну белого цвета, кое-где тронутую
активной полихромией. По сути, это тенденция, возникшая под
влиянием технологии сборного домостроения и одновременно
современной цветовой культуры, для которой характерны локальные
цветовые вкрапления в систему ахроматических минималистически
трактованных пространственных объектов. Тенденция смены
традиционного московского многоцветия ахроматикой с локальными
цветовыми пятнами прослеживается в колористике Москвы в
течение XX-XXI вв. по мере роста города, т.е. от центра к периферии,
от исторического архитектурного ядра к районам новостроек на
11 12
здание своим обликом призвано выражать такие понятия, как
«приветливость», «комфорт», «теплота», и эти понятия наиболее
полно могут быть переданы группой светлых оттенков цветов.
Здание школы имеет другое смысловое значение: прежде всего,
это «открытие» для молодого человека, или «увлекательность»;
детский сад, соответственно, имеет «игровой момент». Поэтому
основная цветовая группа оттенков для объектов образования –
сочетание светлых и насыщенных цветовых оттенков, к которым в
своих цветовых предпочтениях в большинстве своем склоняются
дети и молодɟɠь.
Объекты здравоохранения (поликлиники) выражают такие понятия,
как «чистота», «доверие», «надежда», и основная цветовая группа
для этого типа зданий – сочетание светлых и ахроматических
оттенков цветов. Наконец, объекты социально-бытового назначения,
адресованные преимущественно пожилым людям, выражающие
такие понятия, как «надежность», «стабильность», «спокойствие»,
могут преимущественно использовать сероватую группу оттенков
цветов в ее наиболее светлой части. Это оправдано исследованиями
японских колористов, установивших существование «молодежных
цветов», и «цветов, предпочитаемых пожилыми людьми», соответ-
ственно – групп ярких и сероватых оттенков цветов. (Таблицы 6-9)
Во-вторых, выбор основной цветовой группы оттенков зависит от
традиций московской архитектурной полихромии и их преломлении
в современной цветовой культуре. Наиболее значимой для
колористики Москвы является группа светлых (пастельных) оттенков
цветов, характерных для классицизма и перешедших затем в
архитектуру «сталинской эпохи».
Другими, меньшими по значимости для колористики города,
являются группы насыщенных и сероватых оттенков(модерн), а
также ахроматических (конструктивизм) цветов.
Конец XX – начало XXI вв. — время, отмеченное массовым
индустриальным строительством, принесло в московскую
окраинах города.
В-третьих, выбор основной цветовой группы зависит от конкретного
колористического контекста, в который помещен объект. При этом
возможны две реакции на колористический контекст. Первая –
вписывание в этот контекст, если он выражает исторически
сложившийся колорит конкретного участка той или иной зоны города.
Вторая – создание акцента в архитектурном окружении, который
игнорирует существующую хаотическую цветовую среду, поскольку
адресован концептуально задуманной целостной колористике этого
участка. Как правило, участки центральной зоны, сложившиеся
исторически, более целостны и обоснованы в плане создания
колористической среды определенного эмоционального звучания.
Целостностью, граничащей, однако, с монотонностью и
бесконечными повторами, отличается периферия города – зона
массовой застройки. Наибольшей неопределенностью отмечена
существующая колористическая среда срединной зоны города, в
которой часто можно встретить механическое соединение случайных
цветовых компонентов, не способных к объединению в целях
создания некоего колористического совершенства. Таким образом,
необходима творческая трактовка существующего цветового
контекста. Его неопределенность позволяет проводить в
определенной мере авторскую колористическую политику,
основываясь на других факторах: на истории, цветовых
предпочтениях своего времени, функции участка застройки и т.д.
(Таблица 10)
типовых зданий.
Колористические решения объектов типовых серий должны
опираться на общую стратегию развития колористической среды
города Москвы, которая строится на следующих принципах:
·Опора на исторически сформированный
функционально-пространственный каркас города, задающий
структуру колористической среды города;
·Учет природно-климатических особенностей московского региона,
в частности, колористики природного окружения в ее суточной
и сезонной динамике;
·Учет психологического воздействия цвета и визуально-гигиенических
особенностей восприятия цвета (тепло-холодные, яркостные и
цвето-тональные контрасты и т.д.);
·Опора на историко-культурный потенциал города, в частности,
9. Методическая основа колористических решений
13 14
на особенности историко-стилистических пластов архитектурной
колористики; ·Использование средового подхода в колористическом
проектировании отдельных объектов, их комплексов
и фрагментов города; ·Использование в колористическом проектировании цветовой
системы NCS, обеспечивающей создание гармоничных цветовых
и тональных рядов и позволяющей таким образом получить серии
оптимальных колористических решений объектов.
Полихромия объекта выражается его цветовой палитрой и
структурой, задающей размещение цветовых масс на поверхности
объекта. Одна и та же цветовая палитра при различных структурах,
и наоборот, – одна и та же структура при использовании различных
палитр – приводят к визуальному ощущению различных форм. При
этом палитра и структура могут проявлять пластику фасада объекта,
могут нивелировать или создавать визуально новую форму, когда,
например, цвет игнорирует пластические членения формы.
Особенно явно выраженное взаимодействие цвета и формы,
возникшее на основе природных мотивов, получило название
«суперграфика». Это направление колористики зданий и сооружений
особенно развито в зарубежном опыте.
Полихромия объекта не может существовать вне цветового
контекста – архитектурного – в районах плотной застройки, и
архитектурно-природного – на окраинах города. Соответственно,
палитра и структура объекта должны испытывать влияние этого
окружения.
Творческая задача проектировщика-колориста состоит в том, чтобы
предложить колористическое решение объекта, одновременно
учитывающее его цветовой контекст, пластику фасада, стилистику
объекта, его функцию и эстетику. (Таблица 10, 11)
Заключение
Актуальность выполненной работы определена описанием
существующего состояния колористики типовых зданий при
осуществлении их планового капитального ремонта.
Новизна и отличие от выполненных ранее работ заключается в том,
что представленный материал предлагается для использования в
основном при подготовке раздела колористического решения в
«Паспорте колористического решения фасадов зданий, сооружений,
строений в городе Москве», форма которого утверждена
постановлением Правительства Москвы от 28.03.2012г. №114-ПП.
Физические размеры Москвы – десятки километров в диаметре –
практически исключают возможность создания единой с точки
зрения колористики среды города. Визуально реальные размеры
целостно воспринимаемых фрагментов городской среды не могут
превышать 1-1,5 километров. Соответственно такая мозаичность,
являясь характерным признаком планировки Москвы, делит
планировочную структуру города в целом на множество
самостоятельных зон и фрагментов. Таким образом, для создания
полноценной и комфортной цветовой среды, в том числе с активным
участием в ней отдельных зданий типовых серий, совершенно
необходима организация концептуального проектирования
колористики зон капитального ремонта.
Все, выше указанное, позволяет предложить некоторые рекоменда-
ции, которые могут быть использованы при подготовке проектов
колористических решений для “Паспортов колористического решения
фасадов зданий, сооружений, строений в городе Москве”.
· Колористическое решение объекта одновременно должно учитывать
ряд факторов: его местоположение, колористическую характеристику
архитектурно-природного окружения, пластику самого объекта, его
функциональное назначение, а также художественно-эстетическое
восприятие объекта потребителем.
· В начале подготовки колористического решения необходимо
определить основной цвет, который часто бывает светлым или
сероватым, а затем – акцентные цвета, которые могут быть темными
и яркими.
· Далее следует выбрать светлоту основного и акцентных цветов,
а затем переходить к выбору их цветовых тонов, поскольку в
комбинации более важным представляется разнообразие светлоты
цветов, нежели цветовых тонов.
· Следует ограничивать количество цветов до двух-трех, учитывая
доминирующий цветовой тон, который определяет гамму
колористического решения в целом, все остальные цвета должны быть
подчинены ему по цветовому тону, светлоте и насыщенности.
· Не следует чрезмерно использовать яркие цвета.
· В целях максимального выявления пластики фасадов при
проектировании колористического решения на чертежах необходимо
изображать окна темными, как это воспринимается в натуре, а
выступающие части зданий – балконные ограждения, эркеры и др. –
светлыми.
· Следует чаще использовать ахроматические цвета, которые в
сочетании с яркими цветами приобретают хроматическое качество
в направлении, противоположном яркому цвету.
· При выборе одного из 10 предлагаемых настоящим альбомом
колористических решений необходимо помнить о том, что оба
направления колористического проектирования (индивидуальное
и типовое) должны дополнять, а не спорить друг с другом.
В заключение следует отметить, что в связи с неизбежностью
появления в будущем новых технологий и отделочных материалов,
а также в соответствии с положениями Государственного контракта
и требованиями технического задания настоящий «Альбом» может
уточняться в течение 365 дней с момента сдачи работы Заказчику и
корректироваться каждые последующие 5 лет.
15 16
Словарь специальных терминов и определений в области
колористики, примененных в настоящей работе
Архитектурная колористика – (см. колористика городской среды).
Архитектурная полихромия – многоцветие произведения архитектуры.
Архитектурный стиль — совокупность характерных черт и признаков
архитектурного объекта в определенном времени и месте,
проявляющаяся в особенностях функциональной, конструктивной и
художественной сторон (модерн, конструктивизм, барокко и т.д.).
Ахроматическая ось цветового тела – вертикальная линия от белого
цвета к черному, на которой расположены ахроматические цвета.
Ахроматические цвета — оттенки серого (в диапазоне белый —
черный), не имеющие цветности, обладающие лишь одной
характеристикой – светлотой.
Веер цветов – особым образом соединенный в блокнот набор
листов, окрашенных по определенному колористическому принципу,
позволяющий располагать рядом два или несколько листов
одновремно.
Гармоничный цветовой ряд — взаимодействие разнородных
впечатлений в колористической композиции. Реализуется при
соблюдении пяти принципов формирования целостной композиции:
повторяемость свойств целого в его деталях, соподчиненности
частей в целом, соразмерность частей в целом, уравновешенность
частей целого, единство восприятия деталей и целого.
Гармония цветовая (равновесное сочетание цветов) — согласованное
сочетание цветов, входящих в композицию.
Градоформирующая роль объекта (доминанта, акцент, фон) –
значение объекта в организации городской среды. Доминанта –
элемент композиции, контрастно отличающийся от прочих
большинством своих параметров – размерами, формой, цветом и т.д.
Акцент – активный элемент композиции, выделяющийся среди
других за счет особого решения некоторых его изобразительных
характеристик. Фоновый элемент – элемент основной массы
образующих композицию элементов, которая создает в целом
усредненное представление об его объемах, колорите, материалах.
Дополнительные цвета – пары цветов, оптическое смешение
которых приводит к формированию психологического ощущения
ахроматического цвета: черного, серого или белого (красный-зеленый,
синий-желтый и т.д.).
Капитальный ремонт зданий, сооружений — работы по
восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений)
или целых конструкций, деталей и инженерно-технического
сооружений (временных и постоянных), малых архитектурных форм,
мощений, цветников, высокой зелени и т.д.
Колористическое решение — авторский замысел внешнего облика
архитектурного объекта с использованием цвета.
Концепция (арх.) — совокупность графических и информационных
материалов и требований, которые позволяют произвести комплексную
оценку существующего положения, принятого архитектурного решения
и сформулировать принципиальное направление дальнейшего
проектирования. К. не предполагает конкретных привязок и размеров.
Минимализм (арх.) – предельная технологичность, естественность,
лаконичность и эффективность архитектурно-дизайнерских решений.
Морфотипы исторической застройки — представляющие
историко-культурную ценность типы застройки, для каждого из
которых характерны собственные планировочные,
объемно-пространственные, архитектурно-композиционные формы
планировки и застройки.
17 18
оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на
более долговечные и экономичные, улучшающие
их эксплуатационные показатели
Колерный паспорт (официальное название «Паспорт
колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений
в городе Москве») – документ, разрабатываемый
Москомархитектурой для производства работ при капитальном
ремонте зданий, строений и сооружений в городе Москве. Паспорт
содержит все необходимые сведения об объекте, его фотофиксацию,
схемы колористического решения фасадов с индексацией
материалов отделки цвета основных поверхностей фасада и деталей.
Форма паспорта утверждена постановлением Правительства
Москвы от 28.03.2012 г. №114-ПП.
Колористика – наука о цвете, включающая помимо традиционного
цветоведения раздел знаний о цветовой культуре, цветовой гармонии,
цветовых предпочтениях, цветовом языке. Опирается на физические
основы цвета, психо-физиологический фундамент его восприятия,
цветокультурные представления общества.
Колористика городской среды (архитектурная) — совокупность
приемов и методов формирования гармоничного цветового облика
всех совместно визуально воспринимаемых объектов на городских
территориях как природных, так и искусственных: зданий,
Насыщенность цвета – наличие чистого цветового тона в конкретном
цвете, выраженное в процентах.
Основные цвета – три цвета (синий, красный, желтый), смешивая
которые можно получить все остальные цвета и оттенки.
Типовое проектирование (в архитектуре) — разработка однотипных
проектов зданий и сооружений, предназначенных для серийного
строительства.
Тон цветовой – свойство цвета, определяемое длиной волны
(например, красный, синий, зеленый и т.д.).
Хроматические цвета – цвета спектра, не принадлежащие к оттенкам
серого (в диапазоне белый — черный); обозначаются тремя
характеристиками: цветовой тон, светлота, насыщенность.
Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать
световые волны определенной части спектра, свойство света,
проходящего через окрашенную среду, воспринимать ее окраску.
Цветовая группа – организационный инструмент, который позволяет
группировать взаимосвязанные цветовые образцы.
19 20
представляет собой территорию от внешней стороны Третьего
транспортного кольца до границ города, характеризуется
крупномасштабной, преимущественно многоэтажной, застройкой в
природном окружении.
Пластика фасада — архитектурное решение фасада, в основе которого
лежит применение фрагментов или деталей, выступающих или
западающих относительно основной плоскости фасада.
Полихромия – многоцветность (греч.).
Реконструкция объектов капитального строительства — изменение
параметров объекта капитального строительства, его частей
(высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе
надстройка, перестройка, расширение объекта капитального
строительства, а также замена и (или) восстановление несущих
строительных конструкций объекта капитального строительства, за
исключением замены отдельных элементов таких конструкций на
аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций
элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реставрация – восстановление объекта в начальном виде;
Реставрация памятника или ансамбля — научно-исследовательские,
изыскательские, проектные и производственные работы,
проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной
ценности объекта культурного наследия.
Светлота цвета — близость цвета к одному из элементов
ахроматической оси (шкалы).
Срединная зона города — территория от внешней стороны Садового
кольца до внешней стороны Третьего транспортного кольца.
Суперграфика – разновидность прикладной графики; полихромия,
не связанная со строением объекта, его пластическим членением.
Периферийная зона города (зона массовой застройки) –
имеющий физическую и цифровую реализацию в том или ином виде
(атлас цветов, веер цветов и т.д.).
Цветовой (колористический) контекст — совокупность имеющих
цвет объектов архитектурно-природной среды, в окружении которых
существует объект.
Цветовое тело — пространственная модель, вмещающая все
возможные цветовые множества.
Цветовой контраст — мера различия цветов по их светлоте, цветовому
тону и насыщенности.
Цветовые обозначения – числа и буквы, описывающие
представление цветов в рамках цветовой системы.
Целостность фрагмента городской среды (района, микрорайона,
квартала и т.д.) – совместная, непротиворечивая работа всех
компонентов городской среды в одном эмоциональном ключе.
Фрагмент воспринимается как целостный с эстетической точки
зрения, если он отвечает требованиям ограниченности, связанности
и компактности.
Центральная историческая часть города – территория города
границах Камер-Коллежского вала.
NCS (Natural Color System — естественная цветовая система, англ.) —
система, основанная на психологически уникальных восприятиях
шести цветов: черного, белого, красного, зеленого, желтого и синего.
Цвета в системе представлены сочетанием основных цветов.
Активно используется, в частности, в архитектуре и дизайне.
RAL (RDS) – набор наиболее употребляемых цветов, в котором
каждый цвет обозначается цифровым индексом; используется в
основном для обозначения покраски металлических конструкций
и деталей.
Цветовая палитра – фиксированный набор цветов и оттенков,
Список рекомендуемой нормативной и специальной литературы
Нормативная литература:
Градостроительный кодекс Российской Федерации, утвержденный
Федеральным Законом от 29.12.2004 г. №190-ФЗ
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. №315-ФЗ «О саморегули-
руемых организациях”.
Федеральный Закон от 27.12.2000 г. №184-ФЗ «О техническом
регулировании».
Постановление Правительства РФ от 17.12.1997 г. №1636
«О правилах подтверждения пригодности новых материалов,
изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве».
Закон города Москвы от 01.07.1996 г. №22 (ред. От 21.02.2001 г.)
«О поддержании в исправном состоянии и сохранении фасадов
зданий и сооружений на территории города Москвы».
Закон города Москвы от 19.12.2007 г. №52 «О городской целевой
программе по капитальному ремонту многоквартирных домов
города Москвы «Ответственным собственникам
отремонтированный дом» на 2008-2014 гг.».
Постановление Правительства Москвы от 07.12.2004 г. №857-ПП
«Об утверждении правил подготовки и производстве земляных работ,
обустройстве и содержании строительных площадок в городе Москве».
Постановление Правительства Москвы от 11.07.2006 г. №485-ПП
«О планировании капитального ремонта жилищного фонда города
Москвы на 2007-2009 гг.».
Постановление Правительства Москвы от 31.07.2007 г. №651-ПП
«Об утверждении норматива города Москвы «Содержание и ремонт
фасадов зданий и сооружений».
Постановление Правительства Москвы от 04.12.2007 г. №1032-ПП
«О городской целевой программе по капитальному ремонту
многоквартирных домов города Москвы «Ответственным
собственникам отремонтированный дом» на 2008-2014 гг.».
Постановление Правительства Москвы от 27.01.2009 г. №50-ПП
«О ходе реализации городской целевой программы по капитальному
ремонту многоквартирных домов на 2012-2016 гг.».
Постановление Правительства Москвы от 27.09.2011 №454-ПП
(ред. от 15.06.2012 г.) «Об утверждении Государственной программы
города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Жилище».
Подпрограмма 3 «Капитальный ремонт и модернизация жилищного
фонда».
Постановление Правительства Москвы от 28.03.2012 г. №114-ПП
«О колористических решениях фасадов зданий, строений,
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003г. №170 «Об утверждении
Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
ГОСТ 31251-2008 «Стены наружные с внешней стороны. Метод
испытаний на пожарную безопасность».
СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции».
СНиП 3.04.01-87 «Изоляционные и отделочные покрытия».
ТР 79-98 «По подготовке поверхностей наружных ограждающих
конструкций жилых и общественных зданий под отделку при их
реконструкции и ремонте».
ТР 85-98 «По входному контролю качества материалов,
применяемых для отделки фасадов».
ТР 149/2-05 «По технологии применения комплекса отделочных
материалов при капитально ремонте, санации и реконструкции
фасадов зданий».
ТР 161/5-05 «По проектированию, монтажу и эксплуатации
навесных фасадных систем».
ЖНМ- 2007/03 «Содержание и ремонт фасадов зданий
и сооружений».
сооружений в городе Москве».
21 22
Специальная литература:
Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне,
«Мир», 1982.
Азизян И. Цвет – культура – цветовая культура, «Техническая
эстетика», 1981 №9.
«Архитектура, Строительство. Дизайн» , 2003 №04(32),
2006 №04(45).
Борхерт Э. Окраска больниц и санаториев, «Малярное дело»,
1931 №4.
Гармония цвета, «АСТ», «Харвест», 2006.
Гац К., Валленфанг В. Окраска зданий. Прага, 1963.
Гутнов А. Эволюция градостроительства, «Стройиздат», 1984.
«Техническая эстетика», 1977 №7, 1979 №7, 1981 №4, 1983 №2
и №11, 1984 №12; «Жилищное строительство», 1978 №2;
«Архитектура СССР», 1978 №9.
Ефимов А. Формообразующее действие полихромии в архитектуре,
«Стройиздат», 1984.
Ефимов А. Колористика города, «Стройиздат». 1990.
Иконников А., Степанов Г. Основы архитектурной композиции, 1971.
Иттен Й. Искусство цвета, «Д.Аронов», 2000.
К вопросу о плановой окраске г. Москвы, «Малярное дело»,
1930 №1-2.
«Ландшафтная архитектура, дизайн», 2003 №03(03), 2006 № 04(15),
2008 №04(23)
Ланкло Ж. Краски Токио, «Сикисай дзехо» (пер. с яп.), 1973 №32.
Линч К. Образ города, «Стройиздат», 1982.
Семенова Т. Цвет в городе, «Tikkurila», 2007.
Сигета Р. Цветовое решение среды (Окинава). От исследований
до окраски зданий. «Сикисай дзехо» (пер. с яп.), 1978 №50.
Художественное оформление Москвы, «Коммунальное хозяйство»,
1930 №11-12.
Шимко В. Основы дизайна и средовое проектирование,
«Архитектура С», 2004.
Шимко В. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской
среды, «Архитектура С», 2006.
Щусев А. Красочное оформление будущего Дворца Советов,
«Малярное дело», 1932 №8-9.
Albert-Vanel M. Les ensembles coloree: une nouvelle approche
de la couleur, 1981.
Приведенный список литературы затрагивает в основном те
аспекты колористики городской среды, которые относятся к
типовым колористическим решениям зданий типовых серий
определенного периода и рассчитан на использование
специалистами при подготовке «Паспортов колористического
решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве».

http://www.stroyalp.ru/remont_fasad.php.