Американские принципы создания строительных норм и стандартов

Без рубрики

     В текущем году исполняется ровно 100 лет со времени принятия в США первого строительного нормативного документа — Типовых строительных норм и правил. Издаваемый в этой стране специализированный «Каталог» в своей статье «Стандарты в строительстве» решил в связи с этим напомнить своим читателям (не в последнюю очередь — иностранным подписчикам) о том, как в историческом плане формировалась основа для регулирования отношений в строительстве США, и о том, что они представляют собой в настоящий период.

При всем принципиальном отличии, скажем, от принятых еще во времена СССР Строительных норм и правил (СНиПов), являющихся едиными для всей территории СССР и обязательными с юридической точки зрения, довольно широкая американская нормативная база проектирования и строительства, несомненно, представляет определенный интерес и сегодня, теперь уже для российских строителей, а также их коллег из других государств Содружества.

Сразу отметим, что регулирование отношений в строительном секторе экономики США в значительной мере определялось и по сей день определяется различными документами, большая часть которых основана на научных и экспериментальных данных и прошла исторически длинный путь проверки практикой. Сложившиеся же в США рыночные отношения лишь определили наиболее целесообразные формы и методы, позволяющие производителю, потребителю и местным органам власти устанавливать взаимоприемлемые технические параметры и требования к зданиям, сооружениям, их элементам, а также к различным видам стройматериалов.

Альфой и омегой этих документов считаются, в частности, Building Codes («Строительные нормы») и Standards («Стандарты»). В понятие последнего включаются все типы нормативных документов, применяемых для определения требуемых качеств зданий, сооружений, продукции стройиндустрии и технологических процессов строительства. Это своего рода Библия для представителей американского строительного комплекса. Ведь стандарты, по сути, обеспечивают едва ли не самое главное — взаимопонимание между покупателем и изготовителем. Они направлены на защиту здоровья и безопасности людей.

Строительное нормирование и стандартизация в США зародились в далеком прошлом, и с самого начала, то есть с рождения Соединенных Штатов, Северная Америка находилась под сильным влиянием строительных норм Англии.

В США первые строительные нормы предусматривали определенные требования к типам домов, месту их строительства и покрытиям крыш. Власти ряда штатов и городов стали изучать возможность разработки технических документов, в которых с научной точки зрения и с учетом реальной практики строительства были бы сформулированы основные положения по разработке планов населенных пунктов, установлению разрывов между зданиями, обеспечению прочности, надежности строительных конструкций и нормальных условий для проживания и труда граждан.

Важным обстоятельством в развитии стандартизации в отрасли явилось то, что в таких документах нуждалась вся система страхования недвижимого имущества США.

Так, у компаний по страхованию от огня возникло много проблем, связанных с выплатой страховых сумм. Для защиты их интересов Национальным советом обществ по страхованию от пожара в 1905 году были выпущены Типовые строительные нормы и правила, которые, подчеркнем, стали первым строительным нормативным документом в Соединенных Штатах.

В этих нормах впервые были сформулированы основные требования к ограничению высот и площадей зданий, путям и средствам эвакуации, огнестойкости конструкций, в том числе противопожарным стенам и перегородкам.

На основе норм местными властями штатов, городов и других населенных пунктов разрабатывались инструкции по противопожарной защите зданий для конкретных условий. Типовые нормы сразу стали популярными благодаря тому, что представляли собой доступный источник полных новейших и обоснованных технических требований. Главное — они избавляли от необходимости проведения дорогостоящих исследований, разработок, обсуждений, связанных с принятием местных норм.

Как же в последующем сложилась судьба этих типовых норм?

В настоящее время в США функционируют три организации, занимающиеся их разработкой и распространением.

Первой является Ассоциация специалистов по строительному нормированию (BOCA). Она возникла в 1915 году и объединила специалистов строительных организаций восточных и среднезападных штатов.

Второй стала Международная конфедерация специалистов строительных организаций (ICBO). В нее вошли представители западных штатов.

Третьей организацией является Ассоциация южных штатов по нормированию (SBCC). Она учреждена в 1945 году.

Все эти организации фактически и разрабатывают документы, по сути, одинаковой тематики и структуры.

При этом в известном смысле они конкурируют между собой, что дополнительно стимулирует постоянное совершенствование строительных норм.

Наряду с приведенными выше документами в США получили довольно широкое распространение муниципальные и городские строительные нормы. Они обычно имеются в крупных городах с исторически сложившейся нормативной базой, которую поддерживают и развивают местные научные и проектные организации, а финансируют местные органы власти. Примерами таких норм являются Строительные нормы и правила Нью-Йорка, Единые строительные нормы и правила Сан-Франциско.

Что касается организационного оформления стандартизации в США, то ее начало относится к 1918 году. Именно тогда по инициативе Американского института инженеров-электриков, Американского общества гражданских инженеров и механиков, Американского института горных инженеров и металлургов был создан Американский комитет по инженерным стандартам (AESC). Он обеспечивал координацию разработки стандартов, устранял дублирование.

Десять лет спустя этот комитет реорганизовали в Американскую ассоциацию стандартов, а затем в 1969 году — в Американский национальный институт стандартов (ANSL).

Важно отметить, что основой стандартизации в США — независимо от уровня и масштабов применения разрабатываемых стандартов — является так называемая добровольная стандартизация.

Большинство стандартов в США разрабатывается организациями или ассоциациями, в которые входят представители правительства и промышленности, изготовителей и потребителей, организаций и частные лица. Система называется добровольной потому, что участие заинтересованных сторон происходит на добровольных началах. При этом особое значение имеет принцип согласованности в процессе разработки добровольных стандартов, что обеспечивает им авторитет и широкое применение в стране и за рубежом.

Интересная деталь: всего в США насчитывается около 25 тысяч национальных признанных стандартов(!), разработку которых осуществляют главным образом 170 научных и других организаций.

Стандарт по строительству представляет нормы и требования по расчету, изготовлению, монтажу и применению строительного элемента, системы или материала, которые обеспечивают необходимый уровень качества при сооружении и последующей эксплуатации зданий. Он обычно принимается в результате соглашения специалистов по его содержанию. Уровень согласованности может ограничиться как небольшими группами заинтересованных сторон, так и согласованием национальных и международных стандартов, которые были разработаны в результате установленной процедуры.

Из упомянутых 25 тысяч национальных стандартов около 2 тысяч используются в строительной отрасли США. Они нацелены на составление строительных норм — как типовых, так и местных. Наиболее широко распространенным методом применения стандартов является приведение в нормах ссылок на них, а также условий их использования.

В практике разработки согласованных стандартов большое внимание уделяется отрицательным точкам зрения.

В США стандарты разрабатывают следующие организации: уже упомянутый ANSI; Национальный институт стандартов, техники и технологии (NIST); Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM); Национальная противопожарная ассоциация (NFIPA); Американский институт стальных конструкций (AISC); Американский институт бетона (ACI); Американский институт архитекторов (AIA); Американское общество инженеров гражданского строительства (ASCE); Американское общество инженеров водопроводов и канализации (ASPE); Национальная ассоциация жилищного строительства (NAHB)…

Несмотря на добровольность характера стандартизации и необязательность большинства стандартов, их влияние является решающим, так как нарушение тех или иных стандартов практически приводит к потере заказчиков или затруднениям с реализацией продукции.

Кроме того, «необязательные» стандарты фактически становятся обязательными, но не путем административного утверждения, а за счет ссылок на применяемые стандарты в текстах контрактов и включения в строительные нормы перечней стандартов. Вот почему строительная продукция в США фактически выпускается по стандартам.

Каково же значение стандартизации в Америке?

Прежде всего, она рассматривается как необходимое условие научно-технического прогресса. Принятие стандартов базируется на экономических оценках, чтобы обеспечить эффективность производства, снизить затраты и повысить уровень качества.

Серьезное влияние на развитие строительного нормирования оказывает система страхования. Однако по американской практике предприниматель или фирма может и не придерживаться тех или иных стандартов, подготовленных страховыми компаниями и одобренных Национальным институтом стандартов, техники, технологии. В этом случае, впрочем, степень риска возрастает. И соответственно страховые суммы резко уменьшаются.

Таким образом, в США уже давно сложилась и развивается динамичная структура стандартизации и технического нормирования в строительстве. Принцип, заложенный в основу работы, может быть сформулирован как всеобщее признание необходимости иметь документы, в которых изложены на современном научно-техническом уровне основополагающие требования.

* * *

Их соблюдение при проектировании, изготовлении и применении материалов, конструкций, деталей и объектов в целом позволяет создавать надежные, долговечные и безопасные в эксплуатации здания и сооружения, обеспечив в то же время рациональное использование материальных, трудовых и энергетических затрат.

Строительная газета (Москва)

Владимир САФОНОВ, Александр АНАНЬЕВ

No. 20 от 20.05.2005
26.05.2005